Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Анемия скрытая для равнодушного взгляда 02.07.2015

молодой биолог алекси после вялых анемичных и бесполезных

Герой «Перелета воробьев» Гуджа начинает серию разоблачений лицемерия, лжи, снобизма, трусости перед жизнью, мнимых авторитетов, чьими именами прикрывалась вся эта система всепредательства.

Нетрудно представить себе, с каким возмущением встречали эти маленькие ленты застывшие в бодряческой стойке чиновники! Но процесс прозрения был уже необратим. Обратная связь молодого кино оказалась непредсказуемо, неожиданно велика. В республике оно получило горячую поддержку.

«Анемия — кроворазрушение, приводящее к гипоксии — читаем в словаре.— Характеризуется трагическим ощущением безнадежности, упадка энергии, сил». Анемия — скрытая для равнодушного взгляда болезнь молодого поколения. Ее симптомы — убежденность в бессмысленности и безнадежности борьбы, инфантилизм и иждивенчество. В социальных условиях, препятствующих раскрытию потенциала личности, иждивенчество усваивается как единственное средство выживания.

«Анемия» — так называется первый полнометражный фильм выпускников Грузинской киношколы режиссера Котетишвили и оператора Г. Беридзе. Сценарий с участием режиссера написали молодые сценаристы Б. Каландадзе и Д. Сулакаури. Фильм этот, снятый в 1988 году, оказался столь же знаменательным для грузинского киноискусства, как в начале 80-х «Перелет воробьев». В нем мы находим характеристику нового этапа развития общественной ситуации, поворота от угнетенной психологии застоя к активному неприятию порядка вещей, организующему волю и сознание.

Талантливый фильм Котетишвили обращен к лучшим традициям грузинского киноискусства, в частности к творчеству Отара Иоселиани, Александра Рехвиашвили. Есть откровенное сходство со «Ступенью» Рехвиашвили в неторопливо развивающемся сюжете, притушенной эмоциональной тональности, в абсурдистской замкнутости ситуации, в которую попадает герой.

Молодой биолог Алекси после вялых, анемичных и бесполезных усилий вырваться из мира мелочного, мещанского практицизма покидает свое жилище, свой город и направляется в горы, в манящую, призрачную даль, которая представляется ему идеальным образом гармоничной жизни на природе.

На самом же деле он уходит за горизонт безнадежности. Иллюзорно звучит в финале фильма тема надежды. В отличие от Алекси герой «Анемии» Ника большую часть экранного времени проводит на лоне природы в забытой богом и людьми, затерянной в горах школе-интернате, куда, как мы догадываемся, его привел тот же импульс. Он попадает сюда, пройдя через все те же круги тоски, безнадежности и разлада с действительностью. Внешне реальность привычной ему городской жизни кажется наполненной и благополучной — родители, приятели, девушка, квартира, работа, собственная машина. Но по существу все связи героя с реальностью поверхностны, призрачны, калейдоскопичны, случайны. Здесь, в изоляции, вдали от всех привычных удобств, примиряющих его с жизнью, формирующих его конформизм, Ника мучительно ищет выхода, пытаясь разобраться в первую очередь в себе, найти свое место в жестоком несправедливом мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика