Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Быть первым среди художников 24.03.2015

дружеская взаимопомощь ответственность за порученное

Этап за этапом формировала революция человека и художника. В лагере на Дальнем Востоке к пленному офицеру австро-венгерской армии впервые попали книги В. И. Ленина. «Они открыли мне глаза»,— вспоминает художник. Еней понял тогда, что настоящее его место здесь, вместе с рабочими и крестьянами России, отстаивающими свою

С 1923 года Еней работает художником на студии «Севзапкино» в Петрограде. У него не было тогда никаких профессиональных знаний, никакого опыта работы в кино. Очень скоро Еней понял, что профессиональные навыки приобрести не так уж трудно. Беспокоило другое: как превратить кино в новое, подлинно революционное искусство.

Может быть, первым среди художников советского кино Еней сумел стать не просто «строителем декораций».

Он стал одним из равноправных соавторов фильма, одним из главных творцов его зрительного образа, кому надлежит воплощать замысел сценариста и режиссера в конкретную, материальную плоть.

Главная цель художника кино — создание зримого образа среды, в которой действуют герои. Художник предоставляет «право голоса» окружающим человека вещам. И они своим языком рассказывают нам о герое.

Так своими специфическими средствами он помогал созданию образа человека революционной эпохи.

В трилогии о Максиме созданный художником образ двух Петербургов — пролетарского и буржуазного — помог рассказать, как из озорного заводского паренька вырос большевик. Нищая, но все-таки поэтичная рабочая окраина помогла понять, как формировался характер Максима. Истоки его ненависти раскрывала наглая пошлость увешанных рекламами улиц капиталистического Петербурга.

Еней принимал участие в работе над пятьюдесятью фильмами; среди них и историко-революционные фильмы, и фильмы о рабочем классе, и бытовые комедии. Однако в последние годы магистральными в творчестве Енея становятся работы на историческом материале, экранизации литературной классики. Это «Дон-Кихот», «Гамлет», «Катерина Измайлова». Но они все оказываются самыми современными по содержанию и форме, подлинно революционными по духу.

Обращаясь к жизни разных народов и разных эпох средствами своего искусства, художник последовательно и глубоко обосновывает в них великую закономерность исторического развития.

Мало назвать Енея среди тех, кто превратил профессию художника в кино из ремесла в искусство. Художник работает над фильмом в большом коллективе людей разных профессий, он руководит и подчиняется, он творец образа, и он интерпретатор чужой творческой мысли. Можно смело сказать, что Еней заложил «основы нравственного кодекса» советского художника кино. Дружеская взаимопомощь, ответственность за порученное дело, высокая принципиальность — вот истинно коммунистическая основа профессиональной этики художника-кинематографиста.

О тех, кого мы не видим на экране.

Евгений Еней принимал участие в дерзкой операции по спасению «золотого эшелона» — состава с золотым запасом Советской республики, который недобитые колчаковцы пытались вывезти из Сибири… Потом Украина — бои против Врангеля. Еней отдавал революции все свои силы, свой воинский опыт и знания. Но кончилась гражданская война, и революция потребовала от коммуниста и командира Красной Армии Енея иной отдачи — таланта художника. Он был направлен на ответственный и трудный участок — в кино. Кино, которое в ту пору приобретало особо важное значение. Он вступил в отряд венгров-интернационалистов, сражавшихся в составе Красной Армии на фронтах гражданской войны. Вскоре Еней стал членом Коммунистической партии.

Категории: О советском кино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика