Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Для меня бесспорно актер на экране 11.01.2016

напрасно мы порой виним молодое

Вопрос, что лучше, перспективнее — театр или кино, мне кажется бессмысленным. Куда интереснее подумать, как сосуществуют искусства-соперники, как они, быть может, сами того не сознавая, взаимно помогают, а иногда наносят тяжкие раны ДРУГ другу.

Однажды прочел я в «Искусстве кино» мнение зрителя, доктора технических наук В. Шостакова.

«Я,— писал он,— отдаю себе отчет в том, что в работе над фильмом решающая роль принадлежит сценаристу и режиссеру, но для меня самым важным и значительным остается актер, открывающий те тонкие черты внутренней человеческой жизни, которые в действительности мы можем не увидеть».

По-моему, это правильно, несмотря на то, что есть прекрасные фильмы, например, некоторые итальянские (да и не только итальянские), где играют непрофессиональные актеры.

Для меня бесспорно: актер на экране — такая же центральная фигура, как и на сцене. Мы знаем выдающихся артистов, которые работали и работают только в кино (Чаплин!), но большинство актеров современного кинематографа прошло школу театра. Иннокентия Смоктуновского признали сейчас первым актером мирового экрана, а ведь его неповторимый талант, пронзительная современность его искусства впервые раскрылись на сцене в роли князя Мышкина.

Воистину громаден перечень театральных актеров, составивших цвет кинематографа. Но даже и те киноактеры, которые никогда не играли на сцене, не миновали влияния театра. Именно театр оплодотворил киноискусство человечностью, правдой души и мысли, помог ему подняться до высот подлинного творчества. Есть в современном кино понятие «звезда», которое существует автономно от театра и немыслимо на сцене.

Это серьезное эстетическое и прежде всего социологическое явление, но не оно определяет главную дорогу художественного кинематографа. Главное здесь — режиссер и актер. Актер, который в условиях кинопроекции, несмотря на громадные тиражи копий, вопреки мучительному осколочному процессу съемки сохранил великое свойство театрального творчества: непосредственность общения со зрителем, сиюминутность живого действия, лицедейство.

В этом, мне кажется, и заключен драгоценный дар, врученный театром кинематографу. Напрасно мы порой виним молодое искусство в неблагодарности. Приняв богатства театра, кино не только образовало свою эстетику актерского творчества, но побудило сценическое искусство к пересмотру некоторых весьма существенных явлений.

С незапамятных времен главные признаки реалистического театра определялись так: простота и естественность. От частого употребления эти термины стерлись, превратились в дурные штампы. Однако их первоначальная суть полностью сохранила свое значение. Но вот в чем дело: мера простоты и естественности меняется, возрастает, мы говорим сейчас уже о достоверности актерского искусства. И здесь первое слово сказано кинематографом, который по самой своей природе не терпит малейшей аффектации, нажима, позы, чурается даже отзвука декламации. Экран — это не только пространство, на котором происходит кинодей-ствие, но тонкий прибор, распознающий правду и имитацию правды.

Категории: О советском кино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика