Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Кадр маршала Тухачевского 21.07.2015

оболенский живы а кроме

Разве все это не важно для иссле-дователя-киноведа? Вы пишете, что киноведам мало известно что-либо о фильме «На красном фронте». Сообщаю Вам. Во-первых, он действительно снимался на Западном фронте, как игровой фильм и как документальный. Во-вторых, у меня хранится монтажный лист фильма, записанный А. С. Хохловой. Также Вы смогли бы узнать, что, по свидетельству Н. К. Крупской, этот фильм смотрел В. И. Ленин.

Между прочим, кадр маршала Тухачевского в дверях его поезда (теперь широко известный) взят из фильма «На красном фронте». Из этой же картины постоянно показывается по телевидению атака конницы Гая (несущиеся всадники, снятые контражуром). В этой же картине показан первый английский танк, захваченный Красной Армией и идущий в бой против белогвардейцев. И из-за этого, мне кажется, стоило поговорить с Кулешовым, а не изучать его только по известным Вам материалам.

Вы пишете, что «Приключения мистера Веста» имели заслуженный успех, а знаете ли Вы, что наших киноведов много лет учили, что фильм успеха не имел? Вот это бы и следовало Вам расследовать как киноведу — это же интересно. Вы справедливо и сурово отнеслись к фильму «Луч смерти», но Вы не упомянули, что автором сценария этого фильма был Вс. Пудовкин.

Дело в том, что мы с Пудовкиным в то время поставили себе целью доказать, что наш коллектив может технически овладеть всеми возможностями американского кинематографа, который захватил в двадцатых годах наши экраны.

Эта задача была узкой, но она проистекала из другой — более важной общеполитической задачи: догнать и перегнать Америку. Поэтому «Луч смерти» неправильно сопоставлять с «Красным тылом» и др. подобными фильмами. Кстати, ничего «необычайного», оказывается, в изобретении Подобеда не было — оно теперь известно, это лазер, что делает честь научному предвидению Вс. Пудовкина как сценариста. Вы пишете, что массовки «Луча смерти» в какой-то степени совпадали с построением массовок «Стачки». Это тоже имеет объяснение.

С. М. Эйзенштейн и Г. В. Александров два месяца ежевечерне и преусерд-но разрабатывали монтажные сценарии массовых сцен в так называемой «лаборатории Кулешова» (вместе со мной, Вс. Пудовкиным, Л. Оболенским и др.). Г. В. Александров и Л. Оболенский живы, а кроме того — многие другие помнят, как на защите моей докторской диссертации С. М. Эйзенштейн говорил об этом факте. Отсюда и некоторое естественное родство в построении массовок в «Луче смерти» и «Стачке». Вы пишете об успехе «По закону». Это тоже не совсем правильно: в связи с фильмом разразились бурнейшие дискуссии. Если бы Вы внимательнее изучили, например, полемику А. Курса и критика Садко по поводу «По закону», то поняли бы, что, с одной стороны, у фильма был успех, а с другой — раздавались проклятия по его адресу и началась буквальная травля режиссера и коллектива. Даже доброжелательный ко мне Хрис. Херсонский предложил фильм запереть в сейф и показывать только избранным, на что В. Маяковский заметил: «Одному Херсонскому по воскресеньям!» В это время мне пришлось очень плохо.

Категории: Российское кино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика