Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Нравственная проблематика кино 24.12.2014

у кого поднимется рука на разоблачителей сталинских

Чисто теоретически эта нередко высказываемая мысль не лишена, наверное, оснований. Только при этом не мешало бы учитывать немаловажный факт существования индивидуального сознания человека, пусть человека зоны. А также пусть минимальные, но всегда принципиальные возможности его выбора. Притом по обе стороны колючей проволоки. Кроме того, не стоит пренебрегать опасностью психологического, а соответственно и ценностного перевертыша, когда всеобщая ответственность, читай сам культ этой неразрешимой дилеммы — «беда» или «вина»,— скрывает лишь еще одну безнадежную попытку во что бы то ни стало сохранить душевное равновесие. Ну, а как все-таки быть с теми миллионами, что расстреляны лучшими или худшими Кузнецовыми?

Так что сама по себе нравственная проблематика, да еще с теми акцентами, которые расставлены в фильме «Наш бронепоезд», не является сегодня залогом художественной состоятельности произведения. Хотя, если «Наш бронепоезд» «не просто… кино», а, скажем, «Дети Арбата» — не просто роман, возникает правомерный вопрос: а кино ли, роман ли? Неужели «память жанра», как видимо, и память вида искусства (В. Шитова в «Новых фильмах» вообще назвала эту картину «радиопьесой») — ныне не слишком актуальна? Полемика вокруг «Детей Арбата» лишь в очередной раз бросила тень на «консервативную» часть отечественной литературной критики и перевела разговор в разряд привычного идеологического противостояния. По-прежнему клан рвет клан, «свои» обвиняют «своих» же, позволивших себе сказать нечто кисло-сладкое про «чужих». Опять — ты «за» или «против» — исполнено неистового драматизма. Короче, «С кем вы, мастера культуры?» Все остальное — от лукавого.

Наверное, это объяснимо… Ведь прежде необходимо поле вспахать, а уж потом на нем расцветет что-нибудь «немаловысокохудожественное». Можно, конечно, сразу размежеваться: дескать, настоящее искусство развивается у нас в одном месте и времени, а официальное, государственное (неважно, леворадикальное или консервативное) — в другом. Тогда исчезают как риторические, так и здравые, хотя неловкие, вопросы. Но мы без вопросов не можем…

У кого поднимется рука на разоблачителей сталинских соколов? И так ли уж значимы структура, развитие, образная ткань фильма, если он преследует столь высокие цели? «Наш бронепоезд» с его дидактичной интонацией выполняет, конечно, свою нравственно-идеологическую функцию, доводя ее едва ли не до наглядной агитации. Если начальник лагеря сталинист, то в фильме он из загашника достает портрет отца народов. Если герой находится на пути к смерти, то он нас предупреждает об этом, бросив свою кепку в Москва-реку. Если в финале мы должны ощутить катарсис, то непременно под «Всенощную» Рахманинова. Если (уже упоминавшийся пример) герою уготовано возрождение, то он появится после смерти на экране… Ну, а если придется в школе «сдавать» образ вмиг, всего за девять дней прозревшего радетеля сталинского режима, то им будет, вероятней всего, Кузнецов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика