Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Обязаны сказать на обсуждении 17.07.2017

полонским бьют обычно по мелочам из

В фильме полностью отсутствуют какие-либо кадры о конкретной работе огромного количества предприятий и организаций страны, героических усилий ее ученых, специалистов, рабочих, военнослужащих, позволивших в такой короткий срок ликвидировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС и выполнить крупномасштабные мероприятия по охране здоровья людей.

Группа экспертов полагает, что в таком виде кинофильм «Порог» вреден как с научно-практической точки зрения, так и в политическом, гражданском и человеческом плане, показывать его нецелесообразно.

Председатель группы экспертов Верховых». Авторы. Вот такие изменения милого лица: сначала улыбки, похвалы и реверансы; потом — с выражением дружеской, почти отеческой заботы — многочисленные советы и пожелания чуть-чуть подубрать, чуть-чуть подчистить… в шестидесяти процентах ленты; вслед за тем — с гневно нахмуренными бровями или с миной брезгливого сожаления об обреченных несмышленышах — обвинения в некомпетентности, в пенкоснимательстве, в тенденциозности и во лжи, а под занавес — политический донос.

Обязаны сказать, что на цитируемом январском обсуждении заключение экспертной группы прозвучало в начале, и, с точки зрения собравшихся ве-домственников, судьба «Порога» уже была решена. Он проиграл. Так что на языке спортсменов-конников состоявшееся обсуждение можно бы назвать «утешительный заезд». Именно поэтому выступившие специалисты, люди, образованные и приличные, сочли своим долгом осторожной похвалою смягчить горе несчастных. В тогдашней ситуации это ничем не угрожало.

Мы же поставили вердикт экспертов в конец «Блока третьего», не потому, упаси бог, чтобы сгустить краски или, того хуже, передернуть карты. Просто мы решили, как уже было сказано, создать модель разноса художественного произведения в ведомственной аудитории. Уверены, что эксперты в своем кругу высказывались с большей определенностью и не больно осторожничали в выражениях. Это отразилось в заключительном документе.

И еще одно примечательное свойство ведомственной цензуры, очень точно сформулированное А. И. Полонским: «Бьют обычно по мелочам, из-за этого хороший фильм может быть просто уничтожен». Правило это распространяется не только на кинопродукцию, оно действительно для любой газетной, журнальной, книжной публикации. Опечатка, описка, нечаянная оговорка вызывают ревущий фонтан гнева. И в поднятом шуме глохнет голос автора, заглушается хор защитников и забывается суть дела. Еще совсем недавно под аккомпанемент гневного ведомственного рева автора загоняли за Можай, произведение клали на полку, если не удавалось пустить его под нож вместе с создателем. Для того произносились и повторялись слова: он не только против нас, он и против государственной системы… Эти слова, как видите, и нынче прозвучали.

Категории: О советском кино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика