Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Отрадное событие 06.06.2014

по прежнему остается актуальной предсмертная дневниковая

Вторая тенденция, актуальная для украинского кинематографа (она не противоречит первой, скорее, должна помешать ей принять музейно-реставрационный характер),— приблизиться к социально-бытовой и психологической достоверности на экране, когда речь идет о конкретном человеке, живущем в конкретном времени и месте. Простейшая вроде бы задача, да? — но именно она дается с трудом. Мы разучились видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, мы привыкли притворяться, не доверять ни собственному зрению, ни собственным чувствам. И как наказание за фальшь, за это бездарное актерство в жизни — страшно сказать — у нас практически перевелись актеры, умеющие жить естественно на экране, перевелись операторы, способные отличить живой кадр от мертворожденного.

Отрадное событие как раз в этом роде — две картины, снятые на киностудии имени А. Довженко в объединении Р. Балаяна: «Бич божий» Олега. Фиалко и особенно «Смиренное кладбище» Александра Итыгилова (предсказываю ему настоящий успех). Если в первом фильме сделана попытка проследить механизм, с помощью которого уже в детстве укрощают дух личной свободы и превращают человека в лукавого раба, то второй фильм добивается единственного: вызвать у нас эмоциональный шок. Сколько можно, да? А пока отвращение к себе и стыд за себя не достанет самую ослепшую и оглохшую душу… Не разумом, не логикой достигается это, а жестоким потрясением чувств.

Увы, возникновение новых мировоззренческих, идейных и художественных концепций в более или менее цельном виде пока не зафиксировала. По-прежнему остается актуальной предсмертная дневниковая запись Александра Довженко: «…отсутствие собственного, совершенно индивидуального и неповторимого мышления и создает, по сути, печальную картину неинтеллигент-ности наших фильмов».

Но наметился и тут кое-какой прогресс. Еще совсем недавно проблематика, которой спокон веку занималось развитое сознание, извечные вопросы бытия настолько, казалось, перестали быть реальным содержанием нашей жизни, что если критик находил их отголоски у художника, живущего под боком, это вызывало ироническое недоумение: «Как, ты еще всерьез веришь в эти возвышенные игры?» Создавалось впечатление, что, кроме забот о гонорарах, о съемках за границей, званиях и премиях, художников больше ничего не волнует. То есть они стали бытовыми людьми — с престижной профессией N — и не более (в лучшем случае с интересом к чисто социальным проблемам) . Знаю твердо, для двух-трех чудом уцелевших личностей и тогда все было не так, но сейчас мы все как бы перестаем стыдиться и подозревать себя в социальной неполноценности, ежели задаемся проклятыми вопросами или, не приведи бог, снова ищем истину. Цена внутреннего духовного мира явно повысилась в общественном сознании. Мы даже возвращаем себе постепенно утраченный было вкус к отвлеченным спорам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика