Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Повествуя о событиях 15.09.2015

консолидация объединение сплочение отдельных лиц групп организаций

Сюжет фильма аскетически сжат — в нем нет ни отступлений, ни ретроспекций. Лишь напряженное духовное странствование, путь человека к познанию себя, к познанию истины. Но это еще и жестокий, не на жизнь, а на смерть спор. С одной стороны — зловещая и трагическая в постоянном беспокойстве замутненной совести и шаткой веры фигура комиссара Нижарадзе — набирающего силы диктатора и его последыша (шакал при волке), циничного, наглого холуя. С другой, духовный пастырь Назаре — олицетворение народной нравственности и высокой духовности.

Митрополит Назаре, историческая личность, был расстрелян революционе-рами-экстремистами. Повествуя о событиях начала 20-х годов в Грузии (фильм снят по документальной повести Акакия Гацерелия), авторы оставляют зрителю свободу ассоциативного сопряжения их с эпохой сталинизма и с годами застоя. Перенесенный в сферу кинематографической пластики, этот спор о человеке открывает свою многомерность и сложные контексты еще и потому, что ведут его умные и талантливые актеры Рамаз Чхиквадзе и Гурам Пирцхалава. Прославленные мастера не только с удовольствием согласились сниматься в фильме дебютантов, но и стали их единомышленниками, что, на мой взгляд, является драгоценным свидетельством консолидации художников разных поколений в служении общественной идее.

«Последняя молитва Назаре» снова уводит нас в сферу рефлексий о «дороге к Храму». Возведенный в собственной душе храм человечности и милосердия оказывается прочнее любой рукотворной ценности. Творимое мудростью, терпением и любовью несоизмеримо надежней всего того, что порождено самосжигающей энергией ожесточения. Революция не должна уподобляться Сатурну, пожирающему своих детей. Таков вывод фильма.

Век, выбитый из колеи, сквозь политические провокации, заговоры, революции идет к развязке. Философская альтернатива «быть или не быть» стала «проклятым вопросом» повседневности, грубой реальностью. Игра честолюбий, страсть к самоутверждению любой ценой, экономический экстремизм толкает всех — людей, нации, человечество — на край братской могилы. Балансировать на краю теперь уже никому не удастся.

От безнадежности до консолидации — таков путь идейного развития молодого кино Грузии. Такова его общая тенденция. Консолидация — «объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели»,— читаем в словаре. Хотелось бы добавить: «объединение личностей, свободных в мыслях и действиях, способных уважать друг друга». Отрадно, что молодые кинематографисты Г рузии сумели уловить и отразить умонастроение наиболее прогрессивной части своих сверстников. Тех из них, кто, отталкиваясь от экстремизма, от всякого рода перегибов и ожесточения, умеют размышления и рефлексии переплавить в дело. Это они в долгой и упрямой борьбе отстояли от разрушения и гибели величественный памятник древности Давид-Гареджи, заставили убрать военный полигон из заповедных мест. Они во многом сориентировали общественное мнение республики, потребовавшее задержать строительство Транскавказской железнодорожной магистрали. Да, именно консолидация — объединение личностей в борьбе за общие цели, а не гипнотическая тирания лидера, самоутверждающегося перед распаленной лозунгами толпой, способна принести народу, нации добро и обновление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика