Журнал отечественного кинематографа
О художественных и документальных фильмах советского и российского проризводства
Menu

Странная закономерность 27.12.2017

но от первых откликов

Активные, личностные фильмы, которые защищают перестройку, учат неприятию того, что мешает ей, учат распознавать тех, кто мешает нашему движению, приводят к пониманию, почему они это делают, почему это им выгодно, фильмы, которые сознательно или интуитивно построены на принципах очищения, гуманистической экспертизы,— такие, созданные документалистами, уже появились… Вспоминаю фильмы свердловчан, которые, на мой взгляд, сегодня стали лидерами в неигровом кино,— «…А прошлое кажется сном…», «Тайное голосование», «Такая долгая зима», «Камо грядеши», «Леший», «Клад», картины ташкентских документалистов — «Потерявши, плачем», «Глумление», «Гражданин», ленты ереванцев — «Театральная площадь»,

«Конд», «Острова», минчан — «Театр времен перестройки и гласности», ашхабадцев и фрунзенцев — «Прошу не сообщать» и «Конечная остановка», «Аура», фильмы ленинградцев — «Храм», «Прогулка в горы», их более ранние научно-популярные картины — «Раскинулось море широко…», «Компьютерные игры». К ним примыкают, на мой взгляд, и недавние работы молодежи «Киевнауч-фильма» — «Памяти павших домов»

О. Самолевской и «Усталые города» А. Роднянского.

Написал этот абзац и задумался… Странная закономерность просматривается в перечне фильмов: все они созданы не в столице… И радует, что среди их авторов очень много молодых. А где же наши мэтры?..

Многие авторы этих фильмов размышляют о человеке, о его судьбе. Размышляют (или дают для этого пищу) об обществе, которое мы построили, и о человеке, которого воспитали… Тут старики, отдавшие стране силы, здоровье и, считай, жизнь, которые благодарят искренне, рабски партию и правительство за то, что построены дома для престарелых с туалетом, они счастливы, что есть баня… Здесь матери, которые вынуждены на уборке хлопка давать грудным детям наркотики, чтоб не плакали и своим плачем не отвлекали от уборки урожая… Тут больничные палаты, напоминающие тюремные камеры. И драгоценные металлы, с легкой душой выбрасываемые вместе с отработанными деталями. Как говорит герой фильма «Клад», только на свалках и видно, насколько богата наша страна.

Кажется, неигровое кино рывком переходит из сферы обслуживания власть предержащих в сферу искусства.

Но от первых откликов, поражающих суровостью, важно сейчас, на мой взгляд, перейти к следующему этапу — глубинному осмыслению того, что составляет нашу жизнь. Здесь свое слово должны сказать те самые исследовательские фильмы, которые помогли бы исправить серьезные деформации в обществе, которые формировали бы новые нравственные приоритеты, новое качество сознания.

Необязательные заметки. Писатели остановили попытку поворота северных рек на юг. Это их заслуга. Может быть, благодаря усилиям писателей и кинематографистов будет спасен Арал… Наклевывается, появляется обратная связь кинематографиста с жизнью.

Категории: О советском кино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры
Яндекс.Метрика