Кинохроника 20-х годов. Сегодня в Центральном Государственном архиве кинофотофрнодокументов СССР хранятся миллионы метров пленки, составляющие кинолетопись полувековой истории нашей страны. Пользуясь этой сокровищницей, мы отобрали полтора десятка редких, не публиковавшихся в прессе кадров из кинохроники 20—30-х годов. На выставке Ассоциации художников революционной России Красная площадь 25 мая 1918 г., Петроград, Смольный, первые числа ноября 1917 года. Анатолий Васильевич Луначарский подписывает мандат операторам П. Новицкому и Г. Болтянскому на право киносъемок. Снимали они тогда в Смольном, снимали на улицах Петрограда и Гатчины, где шли бои с контрреволюционными войсками. Из этих четырехсот метров плевки были смонтированы первые кадры советской кинохроники…
30 самолетов эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» передается Красному воздушному флоту. Екатеринбург (Свердловск). 1920 г. Празднование годовщины освобождения Урала от Колчака.
Крупным планом. Есть музей на «Мосфильме»: в нем собраны киноплакаты. Каждый такой плакат — это не просто цитата из фильма. Это почти символическое выражение примет эпохи.
Простоволосая женщина, намертво сжавшая древко знамени,— «Мать». Неудержимый всадник в черной, как вихрь, бурке—«Чапаев». Высокий солдат с винтовкой наперевес на фоне низкого горизонта — «Великая Отечественная»…
Есть и такой плакат: заснеженный простор, в котором только две вехи отмечают небо и землю — крошечный самолетик и полузанесенная снегом палатка. А на первом плане сосредоточенный человек у рации, точно сросшийся со своими наушниками. «Семеро смелых»…
Актера, который играл радиста, зовут Олег Петрович Жаков. С этой роли, собственно, и начинается его творческая биография.
А может быть, она началась гораздо раньше — еще тогда, когда сын казанского врача помогал киномеханикам в кинотеатре «Палас»… Или тогда, когда студент Свердловского педагогического института выдержал экзамен в актерскую мастерскую Г. Козинцева и Л. Трауберга, которая называлась «фабрикой эксцентрического — актера», а сокращенно ФЭКС. Вместе с другими «фэксами» Олег Жаков перешел затем на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств.
Первые годы Жакова в кинематографе — это напряженные поиски «своей» роли. Кинематографу 30-х годов был нужен тип «современного героя» — героя, всей своей сущностью выражавшего бескомпромиссную верность нашим идеалам. Именно такого героя привели на экран молодые актеры Б. Блинов, И. Новосельцев, Н. Крючков с их открытым, располагающим обликом и большой внутренней энергией.
Нет Ответов