Мне кажется, кощунством является то, что во многие исторические картины механически включают эпизоды, связанные с Лениным, и без новой художественной точки зрения. Когда ее нет, когда нет авторского видения, нет и художественного явления. Всегда существуют два человека: человек, о котором пишут, и человек, который пишет. Когда нет этого, нет и произведения. И если мы возьмем произведения с непреходящей ценностью, скажем, о Ленине, то в них всегда есть автор.
Мне рассказал Штраух, он где-то читал, что один художник, рисовавший Ленина, спросил: «Ну как, Владимир Ильич, похожи вы на портрете?» Ленин ответил: «Похож-то похож, а вот вас не вижу».
Могу вам привести пример, казалось бы, неожиданный: Зощенко. Писатель, чье имя в литературе связано преимущественно с изображением мещанства, неожиданно оказывается автором удивительных рассказов о Ленине, которые сейчас почти забыты. У него есть рассказ «Ошибка», который в его, зощенковской, манере показывает Ленина так, что этот рассказ звучит необычайно современно. О том, как Ленин умел видеть ошибки — не только чужие, но и свои, как умел отвечать за них. И второй рассказ — «Лисица», о Ленине на охоте, и тоже необычайно своеобразный, не похожий на многие другие. Тут есть свое вйдение — в данном случае зощенковское,— поэтому эти рассказы не устарели.
Точность историка плюс смелость художника. Начиная с первой крупнейшей победы советского кино — фильма «Броненосец «Потемкин»,— тема революции всегда занимала почетное место в творчестве его художников. Революции посвящены многие шедевры экрана. Ее воспевали и воспевают в лучших своих творениях деятели самого важного из искусств. Ей посвящают они свой талант и мастерство, темперамент и яркие дарования, страсть и высокие порывы души. Крупнейшими творческими победами ознаменовано их обращение к ленинской теме. Экранная Лениниа-на — подлинное украшение мирового искусства!
Своими мыслями о живописно-графической портретной разработке ленинской темы и связях с классическими произведениями нашего экрана делился с читателями в прошлом номере журнала народный художник СССР Николай Жуков.
Сегодня в разговор включился писатель-драматург Александр Штейн. Кинозрители хорошо помнят его прежние работы для кинематографа, насыщенные поэзией подвига, романтикой моря. Это «Балтийцы», «Подводная лодка Т-19», «Морской батальон», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы». С успехом шли по театрам Союза многие пьесы Штейна: «Талант», «Гостиница «Асториял, «Персональное дело», «Флаг адмирала», «Пролог», «Весенние скрипки», «Океан». В пьесе и сценарии «Пролог», а также в пьесе «Между ливнями» писатель обращался к сложнейшей задаче воссоздания образа Владимира Ильича Ленина.
Нет Ответов