Наш корреспондент Г. Цитриняк обратился к Александру Петровичу и попросил его поделиться с читателями «Советского экрана» мыслями об опыте экрана и сцены в разработке ленинской темы, а также сообщить о новой работе писателя, посвященной Ленину,— драматической сюите «Поединок», ставящейся Академическим театром имени Маяковского.
— Александр Петрович, какие основные требования можно предъявить к произведению на историческую тему!
— Когда-то академик Тарле, выступая перед писателями, работающими иад исторической темой, сказал так: «Мое огромное преимущество перед вами состоит в том, что я, не умея писать исторические романы, их не пишу». Вот так. Это во-первых. А во-вторых… Впрочем, прежде всего надо помнить, ради чего написана историческая поеса или поставлен исторический фильм. Может ли художник что-то сказать своим современникам? Свое, личное, выстраданное? Только в этом случае спектакль или фильм имеют право на жизнь. Иначе автор будет не художником, а архивариусом, что вовсе не так уж увлекательно.
Исторической пьесе нужна и какая-то доля вымысла. Даже больше, если автор этого не сделает, то сам у себя украдет. Важна общая точность воспроизведения исторической атмосферы, верность не букве, а духу. Педантам это, разумеется, не нравится, и они уличают автора в неточностях, хотя автор идет на них сознательно, а не от невежества. Но вообще-то материал надо знать досконально, иначе можно многое упустить.
Верное в изображении сути эпохи и воображение художника — эти два понятия не антагонистичны. И не надо, чтобы скрупулезная точность подавляла воображение художника и ограничивала его фантазию.
— То же можно сказать и о произведениях, посвященных Ленину!
— Конечно. Мне кажется, и здесь нельзя ограничивать воображение художника, ни в коем случае. Художник, если он художник, обязан проникнуть в сущность ленинского характера, в лабораторию его мыслей, в загадку гениального мозга.
Мне представляется привлекательным то, как изобразил Ленина Э. Казакевич в «Синей тетради». Я имею в виду, в частности, сцену, когда Ленин плывет в лодке и вспоминает свой приезд в Петроград в апреле 17-го года. Тогда он и Надежда Константиновна беспокоились, как они доберутся до дома: найдется ли извозчик поздно вечером, тем более в пасху. И когда Ленин увидел огромное количество людей, и факелы, и знамена, то подумал, как много было сделано «в повседневной, лишенной внешних эффектов, изнурительной работе, иногда казавшейся ничтожной по результатам, комариными укусами на огромном теле царского исполина».
Я не читал нигде о таком случае, может быть, он где-то и есть в воспоминаниях. Но, даже если бы этого и не было в жизни, художественная деталь, придуманная Казакевичем, так освещает весь смысл сцены, так поворачивает по-новому наше представление о Ленине!..
No responses yet