Фабульная завязка


Реклама:

Реклама:

когда возникла необходимость сбросить за борт

Когда в первых кадрах молодые любовники — нагловатый парень и во всем покорная ему девушка — на исходе Ивановой ночи тайком залезают в остановившийся на шоссе грузовик, нимало не задумываясь о том, куда он их повезет, и беспечно закуривают, расположившись на тюках хлопка, в нас вселяется чувство тревоги: быть пожару.

И действительно, пожар происходит, но только далеко не сразу. Пока мы мучаемся ожиданием неизбежного, камера неторопливо знакомит нас с весьма многочисленным кругом действующих лиц, с их стремлениями, заботами, взглядами на жизнь.

Беда обнаруживается слишком поздно. Злополучный грузовик уже стоит на борту морского парома; он затиснут в самую середину палубы, до отказа забитой, автомобилями и автобусами, переправляющимися с материка на один из островов.

Но вот наконец фабульная завязка, долго тлевшая в самых глубинах несколько затянувшейся экспозиции, пробивается наружу давно обещанным сюжетным пламенем. Паром в море, грузовик пылает, рядом — бензовоз, и каждую минуту может произойти взрыв. Однако дружными усилиями членов команды и пассажиров катастрофу удается предотвратить, правда, ценою немалых материальных жертв. Прежде чем сбросить в море горящий грузовик, пришлось столкнуть за борт частную «Волгу», «Москвич», «газик» и бензовоз. Вот как было дело.

И все же надо думать, что режиссер Калье Кийск поставил «Полуденный паром» не ради этого происшествия, сколь ни кинематографично оно само по себе и сколь ни эффектно снято оператором Юрием Гаршне-ком. Еще менее вероятно, чтобы такой крупный художник, как Юхан Смуул, написал сценарий «Полуденного парома» лишь для того, чтобы показать, к чему приводит неосторожное обращение с огнем. В том-то и дело, что пламенем этого пожара Юхан Смуул осветил давно волнующую его проблему различных уровней нравственной ответственности, еще соседствующих в нашем обществе, начиная от самоотверженного служения общественному долгу и кончая различными видами общественного эгоизма.

Цель писателя не столько показать события в их естественном течении, сколько поставить некий социальнопсихологический эксперимент, требующий особой, исключительной ситуации и пестрого разнообразия действующих лиц.

Когда возникла необходимость сбросить за борт машины, капитан парома понимал, с какими последствиями для него связана такая мера, но он взял на 1ебя груз этой ответственности и после минутного колебания отдал приказ. И мы знаем, что, если бы у него не хватило решимости, то же самое сделал за него боцман.

Матросы, летчики, рыбаки, экскурсанты, даже студентки-филолоГички, даже доцент, владелец обреченной «Волги»,— все они по мере сил участвовали в борьбе со стихией. Это было для них естественным побуждением, внутренней необходимостью, хотя некоторые и боялись.

Но себялюбие вовсе не обязательно связано с трусостью, говорит нам Юхан Смуул. Новоиспеченная жена доцента, парикмахерша из привокзального салона, тоже не бросилась к шлюпкам, тоже осталась на палубе.

tags
Меток нет

Нет Ответов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама:


Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры