Понимаете, его речь не была подвержена никаким канонам. Ее необычность заключается в том, что она текла, как река. Когда перечитываешь ленинские документы, все время поражаешься удивительной аккумуляторной силе этой речи. Ее особенность в том, что она никогда не отличалась заранее намеченной «железной» схемой. Ленин, правда, мог составлять заранее планы речей и следовал им, но он позволял себе отходить в сторону, потому что отвлечение, как отдельные ручейки, вливалось в единый поток речи, который шел в избранном Лениным направлении. Он не боялся отвлечься, если это нужно было для доказательства центральной, так сказать, несущей идеи. Так было всегда — в любой статье, в любой речи.
— А теперь о вашей новой работе, посвященной Ленину. Ее готовит к постановке Театр имени Маяковского!
— Да, со Штраухом в главной роли.
— В чем драматургические особенности этой вещи!
— Это будут литературные «Чтения», составленные из ряда произведений о Ленине. Их объединит развернутый авторский комментарий, вводящий зрителя в атмосферу ленинской мысли, ленинской идеи.
Строго говоря, это произведение не мое. Здесь тексты Горького, Демьяна Бедного, Вишневского, Есенина, Казакевича, Каплера, Зощенко, Вознесенского, Пастернака, Брехта, Хикмета. Войдут сюда и отрывки из моей пьесы «Между ливнями». Портрет Ленина будет нарисован художниками, которые видят его каждый по-своему. Может быть, с точки зрения истории в этих видениях кое-что неточно, но это и есть воображение художника. Это не портрет, написанный коллективом авторов. Это драматическая сюита, сложившаяся из многих произведений о Ленине, из ленинских статей, бесед, из писем Ленина и Ленину. Тут есть документы малоизвестные, скажем, письма Горького, где он утверждает, что Ленин «любил людей, а не идеи», что он «ломал и гнул идеи», когда этого требовали интересы народа. Это острое, парадоксальное горьковское суждение о Ленине особенно остро звучит сегодня.
Вы увидите Штрауха без грима: он будет читать ленинские материалы, играть ленинские сцены. В гриме он появится, вероятно, только один раз — в финале.
No responses yet