Однако сколько же можно жить в надежде на русское «авось»? Она, эта надежда, в другом. В том, что сегодня — и об этом фильм — на запасном пути не только стоящий под парами бронепоезд, но и — смятение. Не у всех, конечно. Но оно есть. Сомнение и смятение. Уже не хочется лишь выполнять приказы и ходить строем.
Я позволю себе совсем вроде бы некстати вспомнить один мало кому, думаю, известный детский фильм, выпущенный Одесской киностудией пятнадцать лет назад, в досточтимые времена застоя. Я на него наткнулся, поскольку он оказался в репертуарной связке того месяца, о котором мне когда-то предложили сделать «Спутник кинозрителя». Фильм был очень скромным, хотя и имел длинное название — «Про Витю, про Машу и морскую пехоту».
Герой картины семилетний Витя Кря-кин, очень серьезный, без всякого инфантилизма, обстоятельный человек, всю свою жизнь прожил в военных лагерях, так как не только его отец, но и мать (врач) служат в армии. На том «закрытом» участке Черного моря, где расположилась воинская часть, нет детей, и Витя дружит с морскими пехотинцами, любит поговорить с ними о взрослом и спеть песню «Хасбулат удалой». Но вдруг появится девочка — Маша, приедет погостить на лето к соседям, появится ненадолго, чтобы только и успеть рассказать Вите про детские игры. Но сыграть в «коней» и «наездников» так и не удастся, ибо Витю отправят в пионерский лагерь, ему надо перед школой пообщаться со сверстниками. Правда, Витя крепко надеется сыграть в эту веселую игру в лагере. Но лагерные пионеры, узнав, что Витя прожил жизнь среди морских пехотинцев и ему известны приемы морского десанта, не хотят играть в «коней» и «наездников», они просят Витю обучить и их этим приемам. И Витя обучает, заставляет всех ходить строевым шагом, показывает, как надо перебрасывать через спину или бедро. Все возбуждены и очень рады, кроме Вити, которому хочется играть. Но сыграть опять не удалось. Пришел военный катер с друзья-ми-пехотинцами, забрал Витю до срока, потому что родителей переводят в другое место. И тут-то возникает последний шанс: крякинские друзья-пехотинцы спрашивают Витю, как ему было в лагере, а он просит их поиграть. И они, погоняемые своим маленьким другом, бегают по узкой палубе быстро удаляющегося от берега военного катера и совсем не по-военному кричат: «Тара-ра, тара-ра, вышли кони со двора!»
Во времена, когда парад, строй, праздничные колонны, знамена, звезды, ордена были в особой чести, скромная детская картина рассказала о том, что больше всего хочется, рассыпав строй, поиграть, весело поскакать, наконец, выйти со двора. Не правда ли — удивительно!
Нет Ответов