Так поглядим же на спорящих. Что стоит за их словами, за их идеями? Мне как-то совестно детально разбираться в этом. Но, к сожалению, кое о чем сказать придется. Две идеи раздирают мир: социальная и национальная. Но кто в России стоит сегодня за социальный радикализм? Очень немногие. Вот что касается идеи националистического радикализма, то эта идея изжила себя в Германии, но, к величайшему сожалению, не у нас! Эта идея у нас сегодня жива. И ее сторонники от окончательных идей не устали. Поворот от идеи классовой исключительности к исключительности национальной начался давно. При том самом Сталине, которого адепты национальной идеи не хотят отделять ни от Ленина, ни от Бухарина и которого хотят представить законченным интернационалистом, готовившимся завоевать мир при помощи идей III Интернационала. Но ведь Сталин III Интернационал распустил. Неужели же мы это так быстро забыли?!
Так от кого же защищает Латынина либерализм и зачем? Или ей хочется, чтобы идеи радикального национализма изничтожались не столь радикально? И Куняев оказывается прав, как только он спорит с идеями III Интернационала — безразлично, с каких позиций? Спор не с именами, а с идеями…
Но ведь и Гитлер идейно критиковал Сталина. И Гитлер распорядился в апреле 1945 года писать огромными буквами на дорогах, навстречу наступающим советским войскам, два русских слова: «Жид виноват».
И вот идет пальба по идеям. Или по именам? По-моему, разница не так велика. Важно, что истинный враг оказывается в нас самих — ненависть. И высокомерная самоуверенность. И слепота. И бестрепетное желание сказать окончательное слово. А попробуй-ка разберись в словах, когда один и тот же человек говорит в одном случае: «Взявший меч от меча и погибнет», а в другом: «Я принес не мир, но меч». И в обоих случаях говорит правду, вновь и вновь напоминая, что нет абсолюта вовне. Что истина только внутри, в той глубине глубин, где мы одно с миром, одно со всем, что живо.
Меч не должен подниматься на живое. Но он должен, обязан отсекать от живого мертвое: от человеческой души — человеконенавистничество, от человеческих идей — надчеловеческие претензии. И, может быть, главное в том, что сейчас принято называть новым мышлением. Это не ниспровержение старых идей и утверждение новых, а утверждение относительности всякой идеи и абсолютности человека и человечности.
No responses yet