Я прежде всего должен поблагодарить Вас за благожелательное изучение моей режиссерской работы, тем более что люди смертны, и далеко не всем представляется возможность прочитать свой некролог еще при жизни.
Не обижайтесь! Постараюсь объясниться.
Каждый человек работает и живет, и что-то у него получается, а что-то не получается. Но человек — существо сложное, и нельзя его изучать только по тому, что именно Вы о нем знаете и хотите знать, ибо односторонность, даже самая благожелательная, часто приводит к необъективности.
Вы произвели «изучение Кулешова» только по одному виду его деятельности, который нельзя отделять от других ее видов, и поэтому не избежали неточностей.
Вы утверждаете, что «…Кулешов вовсе не чистый теоретик, не писатель, увлекшийся кинематографом, или ученый-исследователь». На самом деле я — педагог, режиссер и исследователь, причем педагогическая деятельность в моей биографии занимает ведущее место (подкрепленное в свое время режиссурой). Разве я, теоретик, исследователь и педагог, «между прочим» — исследова-тель-«любитель», а не исследователь-режиссер-педагог?
Вы же пишете: «…далее следует биография Л. В. Кулешова — профессора ВГИКа и автора трудов и пособий по кино, но это уже другая тема, как говорится, не входящая в задачи данной статьи». Разве можно было отделять в Вашей работе одно от другого? Теперь посмотрим, как Вы подошли к изучению Кулешова-режиссера.
Простите, но Вы подошли к этому делу, как патологоанатом. А ведь можно было поступить и так: поговорить с еще живым Кулешовым и узнать у него кое-какие подробности творческой биографии. Видите, как просто! Тогда Ваша работа была бы еще полнее.
К сожалению, Вы этого не сделали. Вы прошли мимо важнейшего периода моей режиссерской деятельности с 1918 года по 1920 год в качестве режиссера хроники (одно время даже заведующего всей хроникой). Мне пришлось агитировать за новый монтажный кинематограф хроникальных операторов, режиссеров, и, главное, я производил съемки по заданиям Владимира Ильича Ленина.
Я снял с оператором Э. Тиссе боевые действия Красной Армии на Колчаковском фронте. Снял по специальному заданию В. И. Ленина «Вскрытие мощей Сергия Радонежского» (фильм, ошибочно приписанный Д. Вертову), «Ревизию ВЦИК Тверской губернии» (с оператором А. Лембергом). С оператором А. Левицким и при участии моих учеников — М. Куделько, А. Хохловой и с Л. Оболенским я снимал «Всероссийский субботник 1 мая 1920 года».
Если бы Вы встретились со мной, я бы рассказал Вам, как и почему я оказался заснятым в ряде кадров около Ленина — рядом с ним, и что эти кадры по сей день показываются на экране, сохранились. К этому фильму у меня сохранился подлинный текст надписей (титров) с пометками председателя кинокомитета Дм. Лещенко.
Я бы Вам рассказал об особом внимании, которое уделял В. И. Ленин работам хроникеров — вплоть до предоставления личной машины «роллс-ройс».
No responses yet