Всего в фильме будет рассказано приблизительно о тридцати поляках, включая и таких, как Дзержинский и Мархлевский. Но главное внимание мы обращаем на неизвестных и малоизвестных героев. Мы хотим познакомить зрителей с людьми, отдавшими жизнь в борьбе за счастье братского нам народа.
В фильме нам хотелось особенно по юркнуть два момента. Во-первых, бо .иое количество участков, где сражались наши соотечественники. Поэтому скорее всего фильм будет называться «30 тысяч километров по следам поляков». А во-вторых, те изменения, которые произошли за эти пятьдесят лет в стране, ради блага которой жертвовали жизнью наши герои.
Эта задача все время стояла перед оператором Лешеком Кжижань-ским. Снимая конкретные предметы, те самые, на которые когда-то смотрели и наши герои, он старался с их помощью давать обобщенные образы происшедших перемен.
А то, что не удалось сделать оператору, дополнят музыка и дикторский текст. Фильм выйдет на польский экран в начале ноября. Это наш скромный подарок к пятидесятилетию.
Современное киноискусство стремится не только рассказать с экрана о том или ином событии, явлении, но и осмыслить происходящее, подумать вместе со зрителем, осознать его внутренний смысл, причины и следствия.
Нет ни одной важной темы, разрабатываемой кинематографом, которой не посвящались бы одновременно и ленты, становящиеся классикой, и значительно большее количество фильмов, относящихся к так называемой массовой продукции. Оговоримся: речь идет не о плохих фильмах, а о рядовых лентах, сделанных с достаточным пооЛессиональным мастерством.
Вокруг фильмов массовой продукции еще не отгремели жаркие споры. Споры неслучайные.
Последние полтора-два десятилетия отличает успех философских лент, работа над которыми привела к расцвету публицистического кино с его особой заостренностью мысли. Сюда можно отнести разные, но объединенные страстностью раздумий художника и признанием зрителя фильмы, такие, например, как «Обыкновенный фашизм» М. Ромма и «Нюрнбергский процесс» С. Креймера. Фильмы, кстати, не «про войну», а о войне, о ее истоках и последствиях. Антифашистские фильмы, пронизанные глубоко философским содержанием.
Удачи такого рода не могли не вызвать на первых порах скептическое отношение к старым жанрам. Трудно соотносились ленты, когда в одной из них развертывался взволнованный рассказ о судьбах мира, а в другой историю пытались втиснуть в рамки чувствительной мелодрамы или бойкого детектива.
Это простое деление на «белое» и «черное» скрывало за собой путь наименьшего сопротивления. Труднее оказалось другое — разработка ответственных тем на уровне массовых жанров.
Дело делается, и есть о чем поговорить.
Вот два фильма: «Бумеранг», поставленный польским режиссером Леоном Жанно, и «Тени над Нотр-Дам», созданный в ГДР режиссером Куртом Юнг-Альзе-ном. Обе картины объединены антифашистской направленностью. Мелодрама и детектив…
Безусловно, драма истории, пропущенная через призму мелодрамы или детектива, теряет немало. Жанр обязывает, что-то приходится опускать, что-то подгонять под рамки привычной схемы. Задача мастера — неназойливо, не вступая в противоречия со спецификой жанра, пробудить в сознании зрителя, в сердце его понимание более общих закономерностей, незаметно вплетенных внутрь увлекательно преподнесенного сюжета.
Нет Ответов