Но работа эта, повторим, не из легких. Пример нечеткого подхода к материалу, думается, дает фильм «Тени над Нотр-Дам».
Сказав «детентив», добавим: показываемая на экране борьба за разоблачение нацистской «пятой нолонны» во Франции, а затем поиски документов тайного фашистского общества, похищенных одним из патриотов перед самой войной,— все это требует прилагательного «политический».
Однако перед нами не насущно необходимая разработка антифашистской темы средствами детектива, а детентив, поводом для создания которого послужила занятная история, связанная с антифашистской борьбой.
Создается впечатление: постановщик в какой-то момент убоялся, что будет «неинтересно», и стал нагромождать события ради них самих. За событиями же становится не совсем ясно даже то, чего ради герон столь упорно разыскивают пакет с фашистскими документами. Непонятно и зачем нацисты с еще большей настойчивостью желают вернуть в свои руни злополучные бумаги.
Все направлено на эффектность минроснопических — в рамках фильма, длящегося почти четыре часа,— деталей. Они эффектны, эти подземные капеллы, бесконечные выстрелы, побеги из концлагеря, разоблачения провокаторов. Но это ли те подлинные богатства, которые скрыты в материале фильма? Разумеется, нет.
Главный герои, журналист тан Батиссьер с точки зрения привычных мерок чуть ли не «желтый», чуть ли не «борзописец». Но за внешним, наносным в характере героя живет честный интеллигент, из тех, кто рано или поздно определяет свой выбор и становится сознательным борцом с реакцией. Так заявлен этот характер до той черты, за которой буйство событий и фейерверк выстрелов заслоняют человека. На поверку он оказывается лишь охотником. Заинтересуй его не история с политической подопленой, а кража со взломом, очень вероятно, что он действовал бы аналогично, в финале нам, однако, предлагают увидеть в нем чуть ли не борца за идею.
Прошу понять меня правильно: я вовсе не ратую за искусственную гибридизацию, за непременное и насильственное смешение жанра детектива и психологической драмы там, где это не нужно. Но «Тени над Нотр-Дам» — фильм о борьбе с фашизмом, не прерывающейся на протяжении многих лет. И именно поэтому здесь нужно было особое внимание к развитию человеческих характеров, и осмыслению цепи событий. Отсутствие подобного осмысления и приводит к тому, что фильм на тему, таящую в себе золотые россыпи для художника, оказывается проходным повествованием с давно примелькавшимися острыми ситуациями, пусть и эффектно поданными с экрана.
Нет Ответов