Многие ученые утверждают, что сам социализм не поддается реформированию. По моему же убеждению, не поддается реформированию социализм типа диктатуры, из чего следует, что нужно определить абсолютно новый вид социализма и довести его до конца. Но чтобы определить новый вид социализма, надо понять существующий. Первое условие возможной реформы — диагноз реальности. Чтобы понять капиталистическое общество, надо понять его экономическую систему. Но понять социализм можно только через анализ его политической системы.
Инструментарием своей науки Бихари про-анатомировал существующий социализм и выявил в нем одиннадцать характерных черт. Это: монополия единственной партии, в руках у которой политическая власть и функция распределения централизованного продукта; тенденция всех органов власти и общественных организаций к непомерной концентрации («единственная партия, единственная молодежная организация, громадный, размером с мамонта, профсоюз, одна-единственная женская организация и т. д.»); неизбежный рост административного аппарата; стремление к управлению всем и вся; наконец, иерархия, основанная на власти вышестоящего, который определяет по своему усмотрению твою компетентность, политическую надежность и место в этой системе.
Следом Бихари начертал контуры другой модели социализма — с многопартийностью, только эта альтернатива достойна человека». Отточенным по формулировкам и логике рефератом Бихари раздразнил, задел. Первыми вступили с ним в диалог его советские коллеги — ученые-обществоведы, экономисты, историки. Кинематографисты включились уже вслед за ними. Разговор был на редкость полезный для обеих сторон, богатый мыслями и главное — необходимо откровенный. Участники не оглядывались опасливо назад, как это было с нами прежде, не окружали свои подчас вызывающие дискуссионные заявления частоколом дипломатических оговорок, не боялись, что будут неверно истолкованы, так как понимали, что в неудовлетворенностях и надеждах они единомышленники, что цели и идеалы у нас общие, что мы, в конце концов, товарищи по трудной истории, которая у наших народов позади, которая ими по-разному, но равно трагически оплачена и на уроках которой нам надо теперь вместе строить достойный человека общий европейский дом.
Теперь я стою перед проблемой: как же представить на немногих страницах весь этот спектр мыслей, взглядов, подходов, уверенностей, сомнений, вопросов друг к другу и попыток тут же найти ответы?.. На полную стенограмму понадобилась бы половина номера. Придется ограничиться выдержками, пусть простят меня участники симпозиума. Надеюсь, цитаты все же передадут диапазон предметов и суждений, интонаций и эмоций, плюрализмом и властью на соревновательной основе, с децентрализацией компетенций и распределения.
«Эта политическая система,— сказал он,— достигается только демократическим путем развития. Ее нельзя ввести сверху, насильственно, диктаторскими методами… Но я думаю, что только такого типа система является единственно гуманной, отвечающей человеческим чаяниям и первоначальным ценностям социализма». Итак, по Бихари, имеем: одиннадцать черт, две модели… И еще — четыре альтернативы. Альтернативы развития социализма, три из которых историей опробованы, и ни одна из них не выход из исторического тупика.
No responses yet