Ситуация такова, что для империи история не оставила никакой альтернативы. И социализм, который хочет скрепить собой имперские амбиции, обречен. Эти соображения имеют прямое отношение к Венгрии. С точки зрения развития идей социализма, вторая мировая война принесла Венгрии социализм. Венгерский народ был освобожден от частной собственности и капиталистов. Этот социализм имеет ошибки, имеет какие-то альтернативы, создал какую-то сложную иерархию свойств на одиннадцать пунктов. Но если повернуть этот магический кристалл и посмотреть под углом зрения имперских амбиций, то откроется простая вещь: сапог империи встал и не захотел уходить, как он не хочет уходить ниоткуда. И он поставил холуев, которые с грузинским акцентом стали проповедовать этот как бы социализм.
Мне странно, что эти совершенно очевидные соображения ни у кого не рождают ни волнения, ни охоты размышлять над ними. Между тем этот аспект надо включать в размышление о социализме, потому что трезвая ясность лучше иллюзии. Акош Силади, кинокритик. Государственный тоталитаризм оказался одним из тупиков, в который попало восточно-европейское общество. Но Россия и Центральная Европа — Польша, Чехословакия, Венгрия, Югославия — это все-таки разные явления, и они по-разному попали в этот тупик. После 1945 года венгерское общество не по своей воле, не естественным путем попало в этот тупик. Это — не его собственный тупик. Может быть, у него был бы свой тупик, в котором оно чувствовало бы себя не лучше, но этого тоже не случилось. И поэтому задачи перестройки или задачи, связанные с выходом из тупика, в Венгрии определяются сейчас совершенно по-другому, чем в Советском Союзе. Потому что наша страна должна выйти не из своего тупика. Чтобы Венгрия могла совершить свои реформы, для этого потребовалась новая советская политика — политика, которая отказывается от имперских амбиций сталинских времен. И я вижу, что этот процесс в настоящее время происходит.
Но когда насильственные государственные контакты начинают ослабевать, а это неизбежно, тогда перед обществом — имею в виду гражданское общество — стоит задача создавать новые контакты в рамках так называемого «общего дома». Чтобы это осуществилось, нужны не просто другие отношения между нашими странами. Нужны другие отношения во всем мире. И я думаю, что наше дело — средствами культуры, искусства, свободного обмена мнениями — восстановить это прерванное нормальное общение. Андрей Плахов, кинокритик. Я хотел бы сказать о ментальности наших культур. Не знаю, к счастью или к сожалению, но в этом отношении они, по-моему, очень близки. Сошлюсь на недавно виденный мною венгерский фильм «Заноза под ногтем» режиссера Шандора Шара. Там есть эпизод, где женщина-венгерка, прожившая долгое время во Франции и вернувшаяся на родину, произносит примерно следующее: там жизнь такая, какая она есть, и все в ней понятно. А мы, говорит она, венгры, чехи, поляки (и после некоторой паузы) русские,— мы страдаем, мучаемся вопросами бытия и всегда несчастны.
Нет Ответов