Когда меня спрашивают, как я работала над образом Зои, я затрудняюсь ответить. Зоя была всегда и всюду со мной, ни иа минуту я не забывала о ней, всегда думала: а как бы поступила в этом случае моя героиня, что бы она сказала?.. А фактического жизненного материала, на который можно было бы опираться актеру, у меня было немало: воспоминания матери и товарищей по школе, юношесние дневники Зои, рассказы свидетелей последних часов жизни героини. Авторы сценария Б. Чирсков и Л. Арнштам ничего ие присочинили к известным фактам и документам, бережно отнеслись к каждому слову, к каждой детали, проникли в их сокровенный внутренний смысл.
Весь наш коллектив — замечательные актеры В. Попова, Б. Пославский, Р. Плятт, К. Тарасова — горел одним желанием: сделать фильм, достойный Зои. Мы отнеслись к работе как к боевому заданию. Над картиной шефствовал ЦК ВЛКСМ. В нашем коллективе, сплоченном высоким патриотическим чувством, царила удивительная атмосфера дружбы, взаимного доверия и высокой ответственности за порученное дело.
С огромным уважением и глубокой благодарностью вспоминаю я сегодня весь наш творческий коллектив, который сплотил вокруг себя постановщик фильма Л. Арнштам.
Темная ночь. Только пули свнстят по степи… Кто не знает этой песни? Задумчивая, нежная, полная веры, оиа давно стала народной. Ее поют, не задумываясь над тем, когда она появилась на свет, кто ее авторы.
А впервые прозвучала она в фильме «Два бойца», сочинили ее поэт В. Агатов и композитор Н. Богословский, и я рад, что был первым ее исполнителем…
Появившийся на Ташкентской студии в тяжелые дии 1942 года сценарий Е. Габриловича «Два бойца» (по повести Л. Славина «Мон земляни») сразу же обратил на себя внимание своей необычностью. Считалось, что военный фильм должен состоять из грандиозных баталий, руководимых генералами. Здесь же показывали двух простых солдат: Сашу Свинцо-ва, сильного, немногословного, чуть угрюмого сибиряка, и Аркадия Дзю-бина, балагура-моряка из Одессы, попавшего в пехоту.
Ставил фильм Леонид Луков. Это — совершенно невероятное сочетание суровой требовательности и доброты, бешеного темперамента и железной выдержки. Он мог терпеливо и флегматично что-то разъяснять своим сотрудникам, мог бурлить вулканом, мог буквально на ходу изобретать самые сложные мизансцены… Это изумительное артистическое мастерство невозможно описать — надо было видеть Лукова в работе! Думаю, оттого так быстро он и сгорел, что жил непрестанно под током высокого напряжения.
Леонид Давыдович немедля приступил к организации съемок, подбору актеров. Ему сразу же стало ясно, что лучшего сталевара Сашу, чем Борис Андреев, не наити. Но кто же сыграет озорного одессита Аркадия Дзюбина?..
И вот Луков объявил конкурс. Претендовало иа роль более двадцати актеров. Но я, только что сыграв «голубого» героя в «Истребителях», все же решил рискнуть попробовать-ся на эту характерную роль. Общественность студии нрайне удивилась. И еще больше она удивилась, когда режиссер выбрал… меня.
Нет Ответов