— А «Дневник…»?.. Разве его продолжение откладывается?
— Ни в коем случае. Весной я начинаю его снимать. Уже есть деньги. Дело было за этим. Теперь все в порядке.
— Пока снимались первые части «Дневникав одном интервью вы говорили, что их будет три, в другом обмолвились уже о четырех. Сколько же все-таки?
— «Дневник…» разрастался сам собой. Сначала мыслился один-единственный фильм: тот, что в итоге получил название «Дневник для моих детей». Но в процессе работы становилось все яснее, что нельзя вот так, на полуслове, оборвать историю юной героини. Ведь ее жизнь на этом не кончается. И история — имею в виду политическую историю — не заканчивается в 49-м. Короче, вырисовывался большой кинороман. По моему представлению, он должен состоять из четырех частей. А когда все четыре «Дневника…» будут сделаны, я смонтирую из них шестичасовой вариант.
— Какой период охватывает третья часть?
— Декабрь 1956 года и всего две недели. Фильм начинается в Москве, где мы оставили героиню в «Дневнике для моих любимых», а затем действие переносится в Будапешт. Этот фильм, очевидно, будет иным по структуре, более драматичным, настолько, насколько драматичны исторические события, которые должны быть в нем воспроизведены. А четвертая, завершающая часть киноромана снова охватит большой период. Она проследит судьбу Юли с 1956 года до 1968-го. 68-й — рубежный год. Мое поколение в 68-м окончательно созрело. Кроме того, в 68-м я сделала свою первую игровую полнометражную картину. Моя героиня, Юли, тоже ставит в этот год свой первый фильм, и у нее уже семья.
— Когда вы впервые задумались о таком вот открыто биографическом киноромане?
— В 1967 году. Это был мой первый сценарий игрового фильма. Но тогда меня отговорили его ставить. Поэтому моим первым игровым фильмом стал в 1968 году «Ушедший день». Я снимала его на студии, которой руководил Иштван Немешкюрти. Я думаю, за четверть века он вывел на дорогу гораздо больше режиссеров, чем все венгерское кинопроизводство. Многие из тех, кто сегодня представляет лицо венгерского киноискусства, начинали у него. Я теперь жалею, что позже наши пути разошлись.
Итак, сценарий «Дневника…» лежал себе, а я делала другие картины. Отечественная критика похвалами меня не баловала, зато за рубежом эти фильмы имели успех, получали награды и положительные оценки прессы. Как бы строго ни оценивать результаты своей собственной работы (а я могу делать это строже, чем венгерские критики), думаю, что все же два-три удачных фильма я поставила. Это, конечно, «Удочерение», «Девять месяцев»… Были и неудачи, и растерянность. В такие минуты мне помогали те, кто был рядом. Я благодарна моему бывшему мужу Миклошу Янчо, он открыл мне венгерскую историю, помог понять, что такое родина. Я благодарна Немешкюрти: он помог мне дебютировать и утвердиться в игровом кино.
Нет Ответов