Я считаю: да, много было ошибок по разным причинам, в том числе и от некомпетентности, и от разгильдяйства. Но в фильме прозвучали слова о том, что Щербина не организовал эвакуацию. Так вот, первый, кто принял решение об эвакуации Припяти, был Щербина.
Реплика с места. Но принял поздно!
Действия Щербины я считаю очень правильными. Был накоплен транспорт и вывезен народ.
Потому что двигаться пешком было нельзя, как мы потом разобрались, — дорогу пересекал выброс более 80 миллирентген. Поэтому обвинять Щербину нельзя. По-моему, он отдал приказ своевременно.
Г. У. Медведев (цитирует доклад зам. министра внутренних дел Украины генерала Г. В. Бердова на упомянутом совещании в Припятском горкоме). «…Сейчас лето, открытые окна вагонов, железная дорога проходит в пятистах метрах от аварийного блока. Надо закрывать движение поездов. (Хочется еще раз похвалить генерала Бердова. Из всех собравшихся он первый правильно оценил обстановку.— Г. М.)…
На случай эвакуации населения тысяча сто автобусов подогнаны к Чернобылю и ждут указаний правительственной комиссии.
— Что вы мне все про эвакуацию рассказываете?! — взорвался министр (А. И. Майорец.— Авт.) — Паники захотели!..
— Я предлагал эвакуацию еще рано утром,— глухо сказал Брюханов. — Запрашивал Москву, товарища Драча. Но мне сказали, чтобы до приезда Щербины ничего… не предпринимать. И не допускать паники».
Авторы. За эвакуацию, свидетельствует Г. У. Медведев, высказались начальник гражданской обороны АЭС Соловьев и представитель Минздрава СССР Туровский. Майорец был категорически против эвакуации и прервал совещание. Щербина прибыл в Чернобыль около девяти вечера 26 апреля.
«Не торопитесь с эвакуацией»,— спокойно, но было видно, что это деланное спокойствие, сказал Щербина. Ах, как хотелось всем, чтобы не было эвакуации! Ведь так все хорошо началось в новом министерстве. И коэффициент установленной мощности повысили, и частота в энергосистемах стабилизировалась… И вот на тебе…
Авторы. Автобусы двинулись в Припять и Чернобыль в 13 часов 30 минут.
27 апреля, эвакуация началась в 14 часов — спасибо предусмотрительности генерала Бердова. Не подготовься он без всякой санкции сверху заранее, вряд ли и до конца вторых суток после взрыва реактора удалось бы начать транспортную операцию. Вряд ли прошла бы она столь быстро и организованно. Но именно Б. Е. Щербину хвалили и защищали от разоблачений фильма «Порог» Шикалов, Игнатенко и группа экспертов, за Л. А. Ильина — послушного ведомственного ученого — заступались доктор медицины Книжников и его коллеги по экспертизе. И сам Ильин как член группы экспертов.
No responses yet