А это пугает власть предержащих. И на местах, и в центре. Не очень, видимо, страшны им те, у кого энергия уходит на свистки, но едва лишь становится заметным, что паровоз тронулся с места, двинулся вперед, у него под колесами — масло…
Мы не скоро и, наверное, не очень легко расстанемся с въевшимся в душу, десятилетиями внедрявшимся с детских лет в наше сознание догматизмом мышления, с желанием заменить законность — «классовым чутьем», со стремлением смотреть на себя и на свои дела не своими собственными глазами, а глазами начальника, и, пуще того, иностранца…
Весь наш предыдущий опыт, все прошедшие годы жизни формировали каждого из нас как человека дисциплинированного по отношению к власти, к начальству; человека конформистского, «как все», человека, которому «от сих до сих разрешено», а остальное — нельзя. Для нас стали аксиоматичными такие понятия, как «большинство всегда право», «спорить с начальством — плевать против ветра». Нас убедили: чем больше проходит лет с начала революции, тем величественнее наши успехи. Выражения «дальнейшее развитие», «дальнейший расцвет», «чувство глубокого удовлетворения» стали для нас такими же обычными, автоматизированными, как «здрасьте».
И вот старые ценности обесценены. Новых у многих пока еще нет. Иные в растерянности: что делать?
Можно ждать, пока все утрясется, само образуется. Исследование проблем, раздумья над результатами не могут не привести к своей, собственной точке зрения на те или иные вещи, факты, явления, события… А здесь, мне кажется, как раз и находится исток оригинального взгляда, нестандартной мысли.
Начало перестройки наших взглядов. Новый этап развития научного кино — «интеллекино».
Боюсь напутать, но, кажется, где-то на Волге жило давным-давно племя, о котором ученые до сих пор ничего толком не знают, ибо исчезло оно, не оставив после себя ничего — никаких следов, ни потомков, ни памятников культуры…
Сохранилось лишь изустное предание соседей этого народа, легенда, которую они рассказывают, как страшную сказку. Будто был в этом племени обычай не обычай, правило не правило, скорее всего, наверное, приказ вождя (или веление жрецов), и гласил он: если вдруг появится среди людей племени кто-то, кто отличается от других особой красотой, талантом или умом, то надо соплеменникам одеть этого человека в самые роскошные одежды, следует кормить его самой изысканной едой и кланяться ему в ноги, и петь гимны:
«Ты самый красивый из нас, ты самый умный из нас, ты самый-самый талантливый. И жить ты достоин не с нами, с богами…»
И так в течение трех дней.
А на исходе последнего дня все люди племени должны были собраться вместе и проводить того, кто был самым красивым из них, самым умным и талантливым, к священному дубу в ближайшей роще и там, распевая хором: «Ты достоин жить не с нами, с богами», набросить на сук и на его шею веревку…
No responses yet