Приказ о ликвидации Госкино республик путем их включения в структуру министерств культуры был одной из первых реорганизаций всеобщего характера. Со временем перемены стали принимать индивидуальный характер согласно главному: отстаиванию принципиально нового экономико-политического и культурного суверенитета республик. Процесс этот сложный и не такой скорый, однако более преуспели коллеги, которые воспользовались тем, что он происходит. Наши соседи латыши, не теряя времени, использовали право перестроить структуру кинодела республики так, как они посчитали нужным. Взвесив свои возможности, они подчинили все составные части этого дела основному структурному образованию — киностудии. Позиция делового разума одержала победу над рознью и ведомственными амбициями проката, кинофикации, бывшего Госкино — во имя производственной и творческой самостоятельности латышского кинематографа в будущем. Сегодняшняя киностудия Латвии имеет шанс стать сильной. Можно по-разному оценивать художественные достижения и перспективы латышского игрового кино, однако такой деловой опыт перестройки национального кинодела обнадеживает, ибо не зря говорится, что «дорогу осилит идущий».
В Эстонии мощным инициатором перемен стал Союз кинематографистов. Здесь толково использован открывшийся канал прямых зарубежных связей, посредством которого при тех же скромных возможностях, что и у нас, оказалось реальным организовать международные фестивали и вообще взять дело эстонских внешних контактов в свои руки. И включиться в близкий по традициям контекст скандинавской культуры.
Нам тоже кое-что удалось. На студии возникли четыре объединения, то, что осталось от республиканского Госкино, разместилось под крышей Министерства культуры, а кинопрокат и кинофикаторы по собственной инициативе объединились в концерн, назвавший себя ни больше ни меньше как «Литовское кино». Кстати, новоявленный концерн не очень-то желает заниматься тем, что не просто называется, а прямо является литовским кино: прибыль, живые деньги тут важнее, чем поддержка национального киноискусства. Административный фланг планово-производственного звена тоже хочет спокойной жизни без риска и лишних трат. И вот уже по бухгалтерским этажам студии начинает гулять концепция копеечной экономии, порожденная страхом перед грядущим хозрасчетом: выгодней не послать картину на международный фестиваль, чтоб не платить за английские субтитры; нечего списывать сценарные траты, пусть сразу пишут «начисто».
В творческом звене, как, кстати, повсюду, единомыслия пока нет. Наш союз, в отличие от центрального, не смог привлечь своих членов напряженной внутренней жизнью. Жизнь настоящая, беспокойная бурлит за дверьми, там, где уже реальностью стало нечто более важное, чем даже творческое братство, — народное единомыслие. «Литва без суверенитета — Литва без будущего», «Голосуем за «Саюдис» — голосуем за Литву». Сегодня это уже не просто лозунги.
Нет Ответов