А рядом в программе — уж не вызовом ли документалистам? — трехчасовая игровая картина, которая называется «Документатор». Ее поставили Иштван Дар дай и Дьёрди Салаи, в недавнем лидеры направления, связавшего себя с документализмом как средством, как стилем. Новая их картина — своего рода «рефлексия» документального кино, а заодно и видео. Наряду с анализом современного венгерского общества и всего мира в нынешнюю эпоху, наряду с анатомией сознания человека, пережившего кризис ценностей. Герой фильма, накопивший состояние благодаря видеобизнесу, будто готовится к какому-то серьезному документальному фильму, глобальному по охвату действительности и мысли. Он сосредоточенно вглядывается, вчитывается в историю и в противоречивую политическую современность, в прихотливо монтирующиеся зримые документы.
Время от времени герой размышляет вслух о запечатленной правде и ее границах, о том, что кинодокумент неизбежно «запачкан» позицией, которую занимает документалист, о подлинной и обманчивой вездесущности и объективности видеокамеры. Во всем этом, несомненно, «проговаривается» рефлексия самих создателей фильма, убежденных документалистов, которым изменившаяся общественная и культурная ситуация задали новые, непростые вопросы.
Конечно, этим не исчерпывается картина. В ней не меньшее место занимают и план политический, экономический (большой фрагмент речи М. С. Горбачева на XXVII съезде КПСС, выступление К. Гроса, теледебаты известных венгерских экономистов), и план психологический, а проще говоря — заурядная любовная история-с классическим треугольником и трагической развязкой. В общем, все пласты «Документатора», все его переклички и смыслы еще предстоит разобрать и оценить критике.
Венгерские газеты, подводя итоги будапештского фестиваля, так и объявили в заголовках: «Это был политический киносмотр». Дело даже не в количестве фильмов подобного звучания, а в том, что они задавали тон. Среди них ряд «полочных» лент, пролежавших в коробках по пять-шесть лет и составивших в фестивальной программе выразительный блок. В основном это документалистика, но есть один игровой фильм — загадочно-притягательный, беспощадно-язвительный «Сон о бригаде» Андраша Елеша, соединение соц-арта и абсурда, парадоксальный сюжет которого спровоцировала… гельмановская «Премия». Вокруг нее тут все и крутится. Рабочие одной венгерской бригады после коллективного культпохода в театр близко к сердцу приняли советскую пьесу, узнали в ее коллизиях собственные заботы и решили своими силами ее поставить — то есть высказаться о своем словами чужой истории. Раздумья персонажей на эту тему, бюрократические согласования, нелепые репетиции и проч., и проч., наконец цитаты из самой «Премии», остранненные реалиями жизни венгерского рабочего,— все это складывается в своеобразный хэппенинг, с гротескными заострениями и пародированием.
Нет Ответов