Эти строчки с полным правом мог бы взять эпиграфом к своей картине и польский режиссер Богдан Косинский, снявший документальный фильм о поляках — участниках Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны.
— Идея этой картины,— рассказывает режиссер,— возникла в Польском институте истории партии. Там составлен биографический словарь «Книга поляков», включивший свыше десяти тысяч фамилий участников Октября. Я заинтересовался этим материалом, и вместе со Збигневом Щигельским — сотрудником этого института — мы написали сценарий, тщательно использовав все архивные материалы. Он был закончен в мае, а уже в июле наша съемочная группа приехала в СССР, где с помощью Центральной студии документальных фильмов был начат долгий рейд по местам деятельности наших героев.
За это время мы убедились, что дела наших соотечественников живут, живут не только в перебранных нами архивных материалах, но и в памяти советских людей. Так, в Ташкенте, на вокзальной площади, стоит памятник членам правительства первой республики Туркестана. В январе 1919 года эти 14 комиссаров были расстреляны белыми мятежниками. Среди них и поляк Владислав Фигельский, выпускник Сорбонны, прошедший длинный путь — от учителя женской гимназии в Самарканде до главы первого Советского правительства Туркестана.
Душанбе помнит Чеслава Путовско-го — председателя ЧК Таджикистана начала 20-х годов. Есть там и площадь Путовского и улица его имени, где стоит памятник ему. Но этого мало. Есть даже спуск Путовского и базар Путовского. Так живет в памяти потомков этот человек, не щадивший своих сил и умерший в 1925 году от разрыва сердца.
В Алуште, в парке, раскинувшемся на берегу моря,— обелиск, на котором вырезаны имена Антона Слуцкого, Станислава Новошельского, Яна Торвацкого и других. Эти люди возглавляли Советскую республику Таврию, возникшую в Крыму в 1918 году. Вместе с другими членами правительства они были расстреляны татарскими националистами в апреле 1918 года во время захвата Украины немцами. Они похоронены в братской могиле, на которой и установлен обелиск.
Таких свидетельств памяти о героях нам во время нашего почти месячного путешествия приходилось встречать много. С юга мы перебрались в Сибирь, побывали в Иркутске, где Аполлинарий Рыдзинский организовал красный отряд из поляков — солдат и ссыльных, освобождавших от белых Якутск. Там тоже есть улица Рыдзи некого, в музее много материалов, а в городе до сих пор живут люди, помнящие отряд и его руководителя.
Побывали мы и в Москве и в Ленинграде, где в отрядах Красной гвардии сражалось много наших соотечественников. В Москве нам удалось даже лично повидаться с одним из них. Францишек Петровский — офицер Варшавского революционного красного полка, защищавшего Москву и подавлявшего мятеж левых эсеров,— пенсионер, живет около Клязьмы.
Нет Ответов