Зимой 1943 года в алма-атин-ской гостинице я встретил драматурга М. Папаву — он привез свой первый сценарий «Быковцы». Собрав интересный материал в колхозной деревне, автор правдиво рассказал о том, кан женщины и старики заменяли ушедших на фронт мужчин, нак обеспечивали армию хлебом, заботились об эвакуироранных. Главная удача сценария — образ Ивана Выборнова, умного, волевого колхозного вожака, сочетающего в себе и прямодушную резкость, и задушевность, и острый юмор, и крестьянскую практичность. Одним словом, и главная роль и сам сценарий настольно заинтересовали меня, что я — хотя до этого никогда не ставил фильмов — решил попробовать свои силы в режиссуре.
Вскоре вместе с театральным художником А. Босулаевым мы написали режиссерский сценарий, а летом 1943 года вернулись в Москву, чтобы приступить к съемкам. Можно себе представить наше положение в то время на «Мосфильме»: пустые павильоны, ни техники, нн реквизита. Удалось мне получить фронтовой «виллис» — вот и вся наша техника… У нас сложился прекрасный актерский ансамбль.
Роль деда Мошкина играл В. Ванин, молодую колхозницу Дуню — О. Викланд. Тепло вспоминаются и Другие нашн актеры: Н. Никитина, А. Зуева, Н. Зорская, Е. Кузюрина, М. Виноградова.
Снимал оператор А. Сигаев. С ним судьба столкнула меня еще на «Чапаеве». Дебютировали у нас художники Е. Куманьков н Е. Свидетелев.
Недавно, более двадцати лет спустя, я вновь смотрел нашу картину, и она глубоко взволновала меня. Пусть мне поверят: дело не тольно в том, что ожили личные воспоминания о трудном и дорогом для меня времени моей первой постановим. Смею думать, что она хранит какие-то живые крупицы нашей славной истории. Потому-то я и мечтаю о том, чтобы «Родные поля» вновь появились на экране.
Взрослое поколение помнит страницу газеты «Правда» с очерком В. Лидина «Таня», с фотографией прекрасной девушки, замученной фашистами. Имя Зон Космодемьянской (она и была Таней) превратилось в нарицательное, оно стало символом героиче-сного советского патриотизма» стало олицетворением всего доброго и прекрасного, что было в нашей молодежи.
Думала ли я тогда, что вскоре мне, студентке ВГИК, придется сыграть ту самую Зою, образ которой каждый из нас носил тогда в своем сердце как святыню!
Этой роли суждено было стать моей дипломной работой. Я была счастлива и одновременно робела, боялась… Как сохранить, передать зрителю обаяние и девичесную чистоту моей героини? Как раскрыть ее внутренний мир в необычайном богатстве переживаний, порывов, тончайших движений души?.. Ее бьют по лицу, стегают ремнями, в морозную ночь гоняют по снегу, босую, в одной рубашке. И ни на одно мгновение она не дает почувствовать врагу своего страха, проявляет превосходство над ним! Нет, наша Зоя, думала я, не жертва, а боец, она не побежденная, а победительница, ноторая и с эшафота призывает к борьбе, вселяет уверенность в победу.
Нет Ответов